Шри-Ланка, всё о Шри-Ланке
 
     
 
 
 

 

 

Популярные
достопримечательности

АНУРАДХАПУРА
АНУРАДХАПУРА
ПОЛОННАРУВА
ПОЛОННАРУВА
СИГИРИЯ
СИГИРИЯ
ДАМБУЛЛА
ДАМБУЛЛА
КАНДИ
КАНДИ
КОРОЛЕВСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД
БОТАНИЧЕСКИЙ САД
ФОРТ ГАЛЛЕ
ФОРТ ГАЛЛЕ
НУВАРА ЭЛИЯ
НУВАРА ЭЛИЯ
ПИК АДАМА
ПИК АДАМА
ВОДОПАДЫ ШРИ-ЛАНКИ
ВОДОПАДЫ
ПЛАТО ХОРТОН
ПЛАТО ХОРТОН
ЭЛЛА
ЭЛЛА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ


 

 

 

 

Советы туристам

Ядовитые змеи
ЯДОВИТЫЕ ЗМЕИ
Опасные насекомые
ОПАСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ
Опасные медузы
ОПАСНЫЕ МЕДУЗЫ
Пиявки
ПИЯВКИ
Малярия
МАЛЯРИЯ
Опасности купания в океане
КУПАНИЕ В ОКЕАНЕ
Советы туристам

ОБЩИЕ СОВЕТЫ

 

 

 

Шри-Ланка - туристический портал

 
 
 
 

Явление зуба народу

Современного человека трудно чем-либо удивить. Глядя на экран телевизора, мы скачем вокруг костра вместе с папуасами Новой Гвинеи, бежим от разъяренного быка по узкой улочке испанской Памплоны, целуем красавицу-мулатку на карнавале в Бразилии и посылаем соперника в нокаут на олимпийском ринге Атланты. Не забывая при этом потеплее укутаться пледом, выпустить струйку дыма колечками и равнодушно отхлебнуть глоток вечернего чая с молоком. Только увиденное собственными глазами способно по-настоящему потрясти и остаться в памяти навсегда. Мне в этом смысле повезло. Цейлонская туристическая фирма Connaissance de Ceylan предоставила возможность побывать на фестивале Перахера (в переводе - шествие), который проводится один раз в год в городе Канди, в самом центре Шри-Ланки. Именно здесь, в специально построенном храме Далада Малигава, находится самая священная буддийская реликвия - Зуб Будды. Будда родился в Непале, в местечке Лумбини, на 623 года раньше Иисуса Христа. В процессе медитации он достиг просветления, пошел по стране, проповедуя свое учение, и умер в возрасте 80 лет.

Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра Божественный Зуб. В течение восьми веков раритет хранился в Индии, но в 361 году дочь правителя Калинги принцесса Хемалатхи привезла его на Цейлон, спрятав в собственных волосах. С тех пор было много охотников похитить, уничтожить или подменить Зуб, но все попытки оказывались тщетными, а святое сокровище чудесным образом каждый раз снова и снова возникало на Цейлоне. Вот что пишет посетившая в 1890 году храм Далада Малигава русская путешественница княгиня Щербатова: "Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег - карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб". Скептики, конечно, сомневаются в том, что он действительно когда-то находился во рту Благословенного. Впрочем, подлинность - понятие относительное, и измерять этим качеством ценность вещей могут только самые закоренелые материалисты.

Настоящие буддисты знают, что обладание этим предметом дарует возможность видеть низкое и благородное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих собственных мыслей и действий, так и других существ Вселенной. Увидеть же его не может никто. Исключение делалось только для самых выдающихся людей: например, для английской королевы Елизаветы или для советской космонавтки Терешковой. Только один раз в год, в конце месяца эсала (июль-август), в ночь полнолуния, Зуб выносят из храма и сопровождают торжественной процессией с участием представителей государственной власти, танцоров, музыкантов и слонов. Это связано с тем, что когда-то давно, в такую же полнолунную ночь, в страшной битве грозный бог Вишну победил крылатых демонов-асуров. В этом году Перахера состоялась в ночь с 30 на 31 июля. Тысячи паломников собрались с самого утра и заняли места прямо на тротуарах с двух сторон вдоль улицы, по которой ночью пойдет процессия. Справа по ходу они прижимаются спинами к стенам домов, а слева - к зубчатому заборчику, ограждающему озеро. На жаре приходится сидеть целый день - иначе просто не достанется места. Вернее, нормальные места есть - сколоченные из досок длинные ступенчатые трибуны с расставленными на них стульями. Но - только за деньги. Билет стоит 30 долларов - сумма, недоступная для большинства местных жителей. При его наличии можно занимать место всего за два часа до начала, согласно обозначенной нумерации.

А самая удобная точка для обзора - украшенный гирляндами живых цветов балкон отеля Queens, построенного в начале века англичанами. В номерах - мебель колониальных времен, над кроватями - антимоскитные сетки, а умывальные раковины снабжены двумя кранами - для холодной и для горячей воды по отдельности. Но чтобы попасть в эту гостиницу во время Перахеры, нужно заказывать номер за месяц. Конечно, Connaissance все предусмотрел. На балкон Queens-отеля я, правда, не попал. Там сидела президент Шри-Ланки Чандрика Кумаратунге. Секьюрити проверяли содержимое сумок постояльцев, заглядывали в урны и в пепельницы. Усиленные меры предосторожности объяснимы: три года назад на массовом мероприятии местные террористы убили предыдущего президента страны Ранасингхе Премадасу. А еще раньше расправились с мужем Чандрики Виджаем Кумаратунге. До этого убрали ее отца, бывшего премьер-министра Цейлона Соломона Бандаранаике. Вообще во время проведения Перахеры в городе очень много военных. Скопление множества людей в полной темноте, применение пиротехники и участие в процессии до сотни слонов таит большую опасность.

Однажды случилась жуткая трагедия. Слон по имени Раджа наступил на тлеющий фитиль и стал метаться, обезумев от боли. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Подобный же случай произошел совсем недавно в Коломбо. Кто-то из "новых ланкийцев" решил устроить пышную церемонию. Среди четырех слонов, принимавших в ней участие, оказалась одна самка. По недосмотру устроителей, как раз в это время у нее была течка. Трое перевозбудившихся самцов покалечили людей, пытавшихся их успокоить. За два часа до начала церемонии все платные места были заняты. На деревьях горели разноцветные лампочки и висели мальчишки. Из громкоговорителей транслировались мантры, которые монотонно читали монахи где-то внутри храма. По улице проехала поливальная машина. За ней бежали добровольцы с щетками и терли асфальт. В воздухе висело ожидание какого-то важного и значительного события. Зажглись фонари. Сначала из темноты появилась шеренга мужчин в белых одеяниях. Они одновременно остановились и резко взмахнули бычьими хлыстами. Раздался оглушительный щелчок - участники ритуала отгоняли злых духов. Самым первым шел карлик полуметрового роста. Затем двинулись жонглеры. Некоторые были на ходулях. Они подбрасывали не цирковые булавы, а горящие пламенем кокосы. Такого количества взлетающих и падающих огней я в жизни не видел никогда. За жонглерами шли знаменосцы с разноцветными флагами, символизирующими всемирное братство буддистов, потом - танцоры в сверкающих украшениях, браслетах и поясах, надетых на голое тело. К их ступням были привязаны бубенцы, а на головах надеты уборы вроде нимбов.

Оказавшийся рядом со мной журналист местной газеты объяснил, что это представители низшей касты - "оли", не имеющие права носить верхнюю одежду. Наконец показались слоны - увешанные горящими лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого лежал свиток из листьев талипотовой пальмы, на котором перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседал главный махаут (начальник царских слоновников), держа в руках символ власти - серебряный багор. А на третьем, самом крупном слоне, под шелковым балдахином, в блестящем позолотой ларце, покоился сам Зуб. Следом шли музыканты. Они играли "гаман хевеси" - боевой марш сингалов: звенели тамбуринами, били в барабаны, дудели на флейтах и извлекали звуки из морских раковин. А за ними, в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом, величественно двигался главный староста (ниламе) храма Далада Малигава. Вся эта церемония представляла только один храм. А в Перахере кроме Далада Малигава принимают участие еще четыре храма: посвященные богам Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттини. На Цейлоне буддизм очень тесно переплетен с индуизмом.

В общем, вышеописанное повторилось еще четыре раза. Шествие продолжалось три часа. А после его окончания народ пустился плясать и запускать в небо фейерверки. Ни одного пьяного на улицах не было. Мало того, что буддисты и так почти не пьют, во время праздника еще и строжайшим образом запрещается продавать спиртное. Даже в отеле, где живут одни европейцы, мне не удалось раздобыть бутылочку пива. На рассвете площадь перед храмом была похожа на картину "Поле Куликово". Повсюду прямо на траве вповалку спали люди и слоны. Над ними кружились местные вороны - карикатурно маленькие, но очень наглые. Монахи тянули свою бесконечную мантру. Распустив волосы, у фонтана умывалась девушка. Цветочник раскладывал головки лотосов и жасминов - будущее подношение к алтарю. И тогда я понял: только ради этих пятнадцати минут между сумерками и восходом солнца уже стоило ехать сюда, за восемь тысяч верст от родной редакции. Хотя бы затем, чтобы однажды вдохнуть этот запах, эту плотную смесь из жасминов, слонов и горелых кокосов. Не передаваемую никаким телевизором.

Игорь СТОМАХИН 14.08.1996

Источник: iностранец




    



Шри-Ланка - туры

 


 

 

Полезная информация

 

 

 

Экскурсии на 2018 год

 

 

 

 

Кайтсерфинг

 

 

 

 

Рыбалка

 

 

 

 

Серфинг

 

 

 

 

Дайвинг

 

 

 

 

Рафтинг

 

 

 

 

Коломбо

 

 

 

 

Аэропорт Бандаранайке

 

 

 

 

Фрукты

 

 

 

 

Форум

 

 

 

 

История Шри-Ланки

 

 

 

 

Свадебная церемония

 

 

 

 

Мальдивы

 

 

 
 
2006-2018 © Шри-Ланка (Sri Lanka) - туристический портал Travellanka.Ru