Дамбульский Храм, расположенный на 150 метровой скале, состоит из 5 пещер. Во всех пещерах имеются статуи Будды, а также других персонажей Буддийского
Ордена. Всего в пещерах собрано 150 изображений Будды. Пещера № 5 (последняя по порядку) не имеет значительной исторической ценности, так как была переоборудована в храмовый объект только в начале прошлого
столетия. Во всех других пещерах находятся статуи и картины, представляющие различные эпохи сингальской скульптуры и живописи. Считается
что ранние картины, принадлежат к VIII веку н.э. Некоторые картины напоминают те, что имеются в Сигирии. Для изучения истории буддизма, тщательное
исследование картин Дамбуллы дает немало полезных материалов. Общепризнано, что классическая школа сингальской живописи перестала существовать после
падения королевства Полоннарувы в конце двенадцатого века. С 13-го века таких примеров уже нет.
Фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, в основном представляют новую школу сингальской живописи. Вся поверхность скалы полностью покрыта картинами. Самая
ранняя фаза новой школы находится в пещере № 2, и она состоят из декоративных рисунков, раннего периода. Тем не менее, сам стиль демонстрируют близость к
потолочному орнаменту Сигирии. Можно предположить, что конструкции декоративных узоров воплощают древние идеи и может даже рассматриваться как
продолжающаяся традиция дизайна Сигирии. Однако очевидно, что картины пещеры № 1, 2 и 4 были написаны художниками XVII века по приказу короля Сенарата
(1604-1635 год н.э.). В царствование Кирти Шри Раджасинья картины Дамбуллы были отреставрированы. Картины в пещере № 4 определенно представляют новую
школу сингальской живописи, которая процветала в провинциях Кандэн после 17 века.
Пещера Дева Раджа Вихарая (Deva Raja Viharaya)
В небольшой 14-ти метровой пещере, именуемой также Дева Раджа Лена, скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног
другая статуя Будды, а 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать что все семь скульптур, занимающих
практически все пространство пещеры, относятся к I веку до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним
периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно названия пещер появились
намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от
благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.
Пещера Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya)
Вторая пещера, именуемая также Маха Раджа Лена, самая большая и впечатляющая, датируется I веком до н.э. При входе в храм с левой стороны деревянная статуя короля Валагамбаху, построившего
храм, правая рука которого поднята в жесте учения. Напротив входа в пещеру, под аркой в виде мифического дракона, центральная скульптура Будды в
натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с
коллосальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под
свежим слоем краски видны следы позолоты. Слева от стоящего Будды бог Майтрея, покровитель Канди, с лотосом в руке, а справа бог Ната (будущий Будда), на
лицах которых застыло выражение спокойствия. За ними следуют боги Упульван (он же Вишну синего цвета) и Саман (золотого цвета), хранитель отпечатка ступни
Будды на вершине Пика Адама. Размеры статуй одинаковые, различны только выражение лиц и цвет. Храм Дамбулла - единственное место на Шри-Ланке, где статуи
Будды, Майтреи и Наты стоят рядом. Две другие статуи богов Упульвана и Самана так же уникальны, так как находятся в непосредственной близости к Будде.
Справа в углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, во многом схожая со статуей короля Валагамбаху.
Ступа в пещере окружена 11 скульптурами Будды в медитации. Над головами двух из них изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на
шестой неделе после прозрения. Статуи Будды и богов располагаются вдоль стен и создают атмосферу спокойствия и умиротворения. 16 стоящих статуй Будды и
40 в медитации сдланы из кирпича, дерева и гранита и покрыты слоем штукатурки и краски. Среди многочисленных образов Будды взгляд посетителей не может не
остановиться на фресках, украшающих стены и потолок. С левой стороны на потолке отображены главные моменты жизни Будды: его рождение, отречение от царской
жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны...
По правую руку за статуями Будды в углу ближе к потолку воспроизведены некоторые важные события из истории буддизма и истории страны: король
Деванампиятисса встречает святого Махинду, принесшего учение Будды и реликвии на Шри-Ланку; первая проповедь Махинды; строительство первого буддийского
монастыря в Михинтале; посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре; король Деванампиятисса плугом обозначает границу Анурадхапуры, придавая городу
статус буддийского центра... История страны отражена в главных моментах: высадка Виджая (основоположника сингальской нации) на острове, битва королей
Дутугемуну и Эрала на слонах... Тот факт, что во многих местах рисунки наносились на уже имеющиеся, свидетельствует о том, что храм расписывали на
протяжении продолжительного периода времени, до XVIII века.
Пещера Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya)
Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа сингхе, последним правителем Канди, статуя которого находится здесь же. Пещера
размером 27 х 25 х 10 м. имеет два входа в виде арок, украшенных драконом Макара Торана. 56 статуй, среди которых спящий 9 метровый Будда, 13 Будд в позе
лотоса и 42 стоящих, окружают скульптуру Будды в медитации в центре зала. Потолок украшен изображениями 1000 Будд в медитации.
Пещера Паччима Вихарая (Paschima Viharaya)
Пещера построена в I веке до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая 16 х 8 х 8 м, но интересная пещера, в центре которой небольшая ступа, в прошлом столетии разграбленная
искателями сокровищ. Предполагают, в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху. В пещере размещены десять статуй Будды. Основная
статуя, украшенная драконом, имеет такие же размеры, что и остальные. Это наиболее красивое изображение Будды, сидящего в медитации (dhyana mudra),
вырезанное из коренной породы. Статуя находится в прекрасном состоянии и окрашено в яркие цвета в периода Канди. Отлично различимы собенности изображения
- уши немного длинные и с проколотыми мочками. Прекрасно выполненные глаза, нос и губы, немного отступающий лоб...
Пещера Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya)
Сравнительно новая пещера использовалась в качестве склада перед тем, как была переоборудована в храм. Точной даты создания и кем построена неизвестно. В пещере 11
статуй будды, по 5 статуй возле головы и ног спящего Будды, а так же статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары. Судя по надписям на
стене, храм отремонтирован в 1915 году. См. 1-ю часть: Дамбулла
Пещерный храм в Дамбулле (Dambulla Cave Temple) в 1880 году
Современная золотая статуя Будды и Золотая дагоба перед подъемом в пещерный храм
До входа в пещерный храм 150 метров подъема
Пещера Дева Раджа Вихарая (Deva Raja Viharaya)
Пещера Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya)
Пещера Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya)
Пещера Паччима Вихарая (Paschima Viharaya)
Пещера Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya)