Город Катарагама (Kataragama) находится на юго-востоке Шри-Ланки, в 283 км. от Коломбо, рядом с национальным парком Яла. В средние века Катарагама представляла собой маленькую деревеньку окруженную джунглями, в настоящее время это быстро развивающийся городок (см. карту). Меник Ганга, река самоцветов, разделяет город на две части. В северной расположен храмовый комплекс - дагоба Кири Вихара, мусульманская мечеть Масджад-ул-Хизр, индуистский храм Катиркамам, в южной - административные и жилые здания, отели, рестораны, магазины.
ФЕСТИВАЛЬ В КАТАРАГАМЕОднажды, один из индуистских богов - Сканда - младший сын Шивы и Парвати, спустился с горы Кайласы и направился по течению реки к океану, в самую южную
точку острова. Плот принес его на мыс Дондра. Богу не понравилось, что там сильно пахло рыбой, и он решил отправиться туда, куда упадет брошенный им
трезубец. Священное оружие пролетело почти 60 миль и упало на холм возле Катарагамы.
Впоследствии это местечко стало индуистской Меккой. Здесь, в затерянной среди джунглей деревушке в юго-восточной (сингальской) части острова находится
главная индуистская святыня Шри-Ланки - храм бога Сканды. Один раз в год, в августе, в период между новолунием и полнолунием, им одним ведомыми тропками,
сюда пробираются тамилы с северной и восточной части острова. Болезни, нужда, несчастья, жажда удачи в делах приводят сюда тысячи семей. Они просят у
Сканды спасения, исцеления, помощи. Здесь все равны. И хариджане - обездоленные из каст неприкасаемых могут не бояться, что их прогонят.
Сначала паломники совершают омовение в речке Меник-Ганга. Затем выстраиваются в бесконечную очередь, держа в руках подносы с цветами, фруктами, рисом.
Подойдя к храму, каждый из них должен разбить кокосовый орех о камень, лежащий на земле. Если кокос расколется на две половинки - все будет хорошо, если
отскочит - жди неприятностей.
В Катарагаме процветает культ самоистязания. Считается, что Бог хранит истинно верующих, а пострадавших наказывает за их собственные грехи. Под
аккомпанемент флейт, морских раковин и барабанов движется процессия, в центре которой, окруженный танцорами, медленно идет обнаженный по пояс человек.
Его бритая голова посыпана пеплом сандалового дерева, кожа спины проткнута крючьями наподобие рыболовных, от которых протянута веревка к влекомой
мучеником колеснице. Некоторые паломники передвигаются к храму, перекатываясь по земле. Другие, наоборот, идут на ходулях.
Главный храм набит людьми. Светильники распространяют одуряющий запах горелого масла. Стены и потолок расписаны мифологическими сюжетами. В глубине, за семью занавесями
скрыт алтарь - бог Сканда верхом на павлине. Туда допускается только Верховный жрец. Там хранится драгоценная шкатулка с выгравированными на ней
мистическими знаками - талисман сверхъестественной силы, идущей от Сканды. Каждый богомолец передает ему поднос. Жрец заносит внутрь Жрец заносит внутрь фрукты
и потом возвращает их хозяину. Ночью происходит самая главная церемония - хождение по огню. Перед Главным храмом разводят огромный костер. Сидящие
в первых рядах закрываются от нестерпимого жара одеялами, тряпками, циновками. Жрец бросает в огонь благовония и кропит святой водой. Костер горит часа
три, пока не образуется толстый слой углей - пышущая жаром полоса десятиметровой длины. Те, кто собрался подвергнуть себя пытке, обращаются с молитвой к
богу огня Агни, прося укрепить, дать сил выдержать испытание.
Под бой барабанов, звуки деревянных флейт, заунывный вой морских раковин и рев толпы первые смельчаки ступают на жаровню. Босые ноги по
щиколотку погружаются в пышущие жаром угли, которые хрустят, как снег под валенками в морозный день. Некоторые падают, вопя от боли.
Говорят, что в минуту массового фанатизма, в порыве бешеного экстаза, на самом пике нервного транса в организме вырабатывается нечеловеческая
сопротивляемость. В этот момент любой может пройтись по горящим головешкам, как по песчаному пляжу. Очищенные священным огнем бросаются в
пляс и обнимают друг друга. А пострадавшие обижаются только на себя - они шли на подвиг без достаточной веры...