После того, как португальские колонизаторы к концу 16 века укрепились на значительной части Цейлона, главным оплотом национальных традиций и уклада жизни стало Кандийское королевство со столицей в городе Канди, в котором правил король Вимала Дхарма Сурья Первый. Это независимое достаточно могущественное государство стало своеобразной «костью в горле» португальской короны, которая серьёзное мешала успеху миссионерской и захватнической деятельности. Однако колонизаторы хорошо помнили недавнее поражение при Галагедаре, поэтому не торопились захватить столь серьёзного противника «с наскока», а долго готовились к новой военной экспедиции.
Стоит отметить, что укреплению национального единства в Кандийском королевстве значительно поспособствовало объединение населения вокруг главной реликвии буддизма – Зуба Будды, привезённого на Цейлон в 371 году нашей эры. Король Дхарма Сурья повелел построить величественный храм для хранения этого культового артефакта, тем самым придав всему городу статус священного места. К слову, с незапамятных времён владение Зубом Будды предполагало независимость и власть обладателя, так что такой символ был способен вселить в сердца горожан недюжинную храбрость и уверенность в своих силах.
Одновременно в городе открывается несколько буддистских школ, поощряется развитие литературы и искусства, расширяется площадь земель, являющихся собственностью монастырей. Экономика королевства также на подъёме – в многочисленных мастерских осваиваются методы ковки и литья, позволяющие изготавливать современное вооружение, большое внимание уделяется выращиванию хлопка, растёт объём добычи драгоценных камней. Все эти изменения серьёзно укрепляют моральный дух и военный потенциал Кандийского королевства, правитель которого прекрасно понимает желание колонизаторов как можно скорее завоевать непокорные земли.
Главнокомандующий португальскими войсками сеньор де Азеведу тем временем тщательно готовит мощный экспедиционный корпус для полной и окончательной аннексии земель Кандийского государства. Вдоль западных рубежей королевства возводится система оборонительных укреплений, в которых размещаются отлично подготовленные португальские гарнизоны. В ответ король Канди приказывает построить не менее серьёзные крепости на всех горных перевалах, ведущих к столице. Первая неудачная попытка взять одну из таких крепостей предпринимается португальцами в 1598 году, и поражение колонизаторов приводит к масштабному восстанию против иноземных завоевателей в разных частях Цейлона. В это время Дхарма Сурья совершает успешные рейды в тыл противника, истощая его коммуникации и пополняя свою армию за счёт угнетённого населения близлежащих областей.
В 1602 году колонизаторы собирают 12-тысячное войско на границе Кандийского государства, готовясь к окончательной решительной схватке за собственные интересы. Для противостояния столь грозной силе кандийский король получает поддержку южноиндийских правителей в виде хорошо обученных воинов, прибывших на остров с материка. Поход на Канди для португальских войск существенно затруднялся непроходимой местностью, наличием ядовитых насекомых и пресмыкающихся, недружелюбием местного населения. Захват последней перед городом крепости стал для португальцев скорее поражением, чем победой. Потеряв большое количество солдат в результате перехода через джунгли и осады других фортов, де Азеведа принимает решение возвратиться на исходные рубежи, так и не дойдя до стен Канди.
К весне 1603 года в результате успешных действий войск Дхармы Сурья и поддержки мятежного населения практически все укреплённые форпосты колонизаторов были захвачены. Первая попытка завоевать Канди провалилась, как и последующие шесть экспедиций, неизменно приносивших на местные земли разорение и смерть.
Голиков Олег / октябрь 2013