С утверждением на Цейлоне английского господства на остров стал быстро проникать британский капитал и консервативные административные методы. Это позволило в кратчайшие сроки придать экономике и социальным процессам будущей Шри-Ланки ярко выраженный интенсивный характер. Колониальная власть, сосредоточенная в руках генерал-губернатора, постепенно стала вовлекать в систему управления наиболее состоятельных и талантливых местных жителей. Одновременно надо отдать должное англичанам, которые не препятствовали развитию этнических культур и ремёсел, несмотря на активную миссионерскую деятельность.
В середине 19 века в стране вводится Законодательный совет, который через появившиеся органы печати влияет на ситуацию в различных провинциях и областях. Однако большинство преобразований и движений Цейлона в это время ориентируется на интересы различных религиозных конфессий, что приводит к определённому расколу в обществе. К 70-м годам образуются три ведущие секты – Сиамская, Амарапура и Раманнья, которые задают тон всем основным общественным и политическим событиям. Этим трём течениям постоянно противостоит христианская миссия, за которой стоит вся мощь английского протектората. В результате общество пребывает в постоянном брожении, которое выражается в прямом недовольстве налогами, системой управления, образовательными программами и другими факторами, несущими привкус колониального господства.
Авторитетные буддистские монахи неустанно просвещают народ параллельно с адептами сингальской культуры, которая к тому времени снова возрождается из пепла. Большинство учителей проповедуют привлекательность независимости, способной обогатить местное население духовно, а со временем - и материально. Однако последним открытым выступлением против колонизаторов считается восстание 1848 года, так что конец 19 века можно считать вариантом просвещенной борьбы с колонизаторским господством, которая ведётся через газеты, выступления и диспуты.
Именно в это время бурно развивается экономика, а импорт чая, кофе и каучука становится лидирующей отраслью Цейлона, приносящей существенную прибыль, как колонизаторам, так и местным плантаторам. В двадцатый век островное государство, считающееся официально британской колонией, входит в виде страны с бурно развивающимся экономическим сектором. Однако, все достижения сельского хозяйства и земледелия проходят через плотное сито колониальных интересов, которое лишает местное население заслуженных плодов своего труда. Английские колонизаторы владеют не только лучшими архитектурными постройками и плантациями, но и практически всеми перерабатывающими заводами. Так что на долю большинства ланкийцев приходится тяжёлый физический труд, который оплачивается до обидного мало.
Как в любой колонии на Цейлоне сложилась каста элитной олигархии из местных феодалов, которые плотно сотрудничали с колониальным правительством. Однако основная масса граждан находилась в плачевном положении, которое усугублялось религиозными противостояниями. Сложилась ситуация, когда дальнейшее «бескровное» развитие государства встало могло осуществляться только при условии радикальных перемен. Образованный в 1919 году Цейлонский национальный конгресс стал выразителем интереса коренного населения, которые постоянно вступали в противоречие с политикой англичан. Ситуация усугубилась вступлением Англии во Вторую мировую войну, что привело к кошмарному голоду во всех цейлонских провинциях. В это же время увеличивается противостояние между тамильскими, мусульманскими и индуистскими общинами, поэтому к концу 40-годов Англия начинает понимать всю серьёзность положения своего протектората. Общая мировая тенденция деколонизации окончательно формировала свободолюбивые настроения и на Цейлоне.
До полной независимости оставался один шаг.
Голиков Олег / декабрь 2013