Одним из славных королей Шри-Ланки после изгнания индийских захватчиков в 67 году до н.э. становится правитель Васабха, сумевший преодолеть период смуты и раздробленности. Этот успешный монарх отличался большой тягой к инженерным сооружениям, построив в этой части острова внушительное количество водохранилищ и подземных каналов. Счастливое и плодотворное царствование продлилось вплоть до 111 г. н.э., после чего на трон взошёл сын Васабхи – принц Гаджаба Первый.
Новый король отличался воинственным нравом и первым его предприятием стал военный поход на индийский материк, целью которого было возвращение 12 тысяч пленных ланкийцев. В результате удачных операций в Индии Гаджаба не только освободил большую часть своих соотечественников, но и захватил в плен примерно столько же индийских воинов.
Короли в этот период сменяют друг друга с завидной регулярностью, оставаясь властвовать в блистательной Анурадхапуре. При этом многие события и перемены напрямую зависели от характера и склонностей очередного правителя. Так, в 334 году н.э. правление короля Махасена было отмечено серьёзными волнениями на религиозной почве. Надо сказать, что буддизм в то время на острове разделился на два различных по мировоззрению лагеря. Учение тхеравады основывалось на возможности просветления только монашеской братии, а более лояльная философия махаяны открывала путь к спасению любому живому существу. Правитель Махасена был приверженцем махаяны и, соответственно, все монастыри, проповедавшие такую доктрину, находились в милости у монарха.
Однако имя Махасены в религиозном плане больше прославилось благодаря его сыну – принцу Сиримегхавана, который в 371 году привез из Индии главную реликвию острова – Зуб Будды, которая и по сей день считается самой почитаемой святыней Шри-Ланки.
В начале пятого века нашей эры Цейлон снова подпадает под власть индийских вельмож, и островом продолжительное время правит династия Пандьев. В это время наука и религия приходят в определённый упадок, а народ пребывает под жёстким гнётом поборов и наказаний. Поэтому когда король Дхатусена в 477 году освобождает Анурадхапуру, его имя увековечивается в известном эпическом произведении «Махавамса».
В это же время происходит легендарное событие, которое стало основой для внушительной коллекции мифов и сказаний. Но главное – позволило создать самую интересную достопримечательность Шри-Ланки, которая считается восьмым чудом света. Коварный сын Дхатусены принц Кассапа замуровал отца заживо, и, убоявшись, народного гнева, скрылся на Львиной скале – Сигирии. На этом природном феномене он основал каменное неприступное царство с множеством военных и фортификационных сооружений. С этой величественной скалы беглый король как мог правил своим недовольным народом целых 18 лет, пока его брат Могаллан не захватил Сигирию, вернув Анурадхапуре статус столицы сингальского королевства. Наследники этого удачливого короля, наказавшего отцеубийцу, правили островом вплоть до середины шестого века нашей эры.<
Затем наступило трёхсотлетнее правление под эгидой индийских правителей Паллавов, продлившееся вплоть до 9 века. В 982 году на трон восходит последний король Анурадхапуры - Махинда Пятый, который будет править всего три года. А вскоре воинственная и кровожадная династия Чолов, пришедшая из Индии, разрушит величественную столицу Шри-Ланки, которая процветала на протяжении полторы тысячи лет. С этого момента история острова повернётся к другим, не менее славным городам, составляющим сегодня великолепное историко-культурное наследие Цейлона.
Голиков Олег / Июнь 2014