С давних времен маски использовались в различных ритуальных церемониях и в национальных танцевальных представлениях. Искусство изготовления масок уходит в века, и передается мастерами из одного поколения в другое. На Шри-Ланке маски изготавливают из дерева Кадуру, произрастающего в заболоченных местах по окраинам рисовых полей. Древесина Кадуру отличается удивительной легкостью и мягкостью. Сначала дерево кладут для просушки на солнце, чтобы высыхая, оно дало клейкий сок, находящийся внутри ствола. Затем ствол дерева режут на части необходимого размера, и затем вырезают основу для самой маски при помощи стамески и молотка. Размеры и соотношения сторон маски были записаны еще в древних манускриптах. После завершения подготовительных работ, маску кладут коптиться на срок до семи дней. Это один из наиболее важных процессов изготовления маски, потому что защищает дерево от поедания насекомыми.
По завершении процесса копчения мастер начинает вырезать черты лица, используя при этом молоток и различные по форме и размеру стамески и зубила. Получив необходимую форму, маска далее будет шлифоваться, полироваться, грунтоваться и расписываться красками. Перед тем как маску расписывать, она должна быть тщательно отполирована. Основной цвет для любой маски – желтый. Остальные цвета и оттенки у каждого изделия будут свои собственные, особенные, характерные только данному виду масок, в соответствии с древними записям. Для того, чтобы цвета были более яркими и сохраняли свою насыщенность длительное время, во все краски добавляется масло Дорана (Dorana oil). Выражение лица каждой маски должно быть не повторимым и отражать индивидуальный характер различных персонажей, а так же их настроение и эмоции. Поэтому мастер должен не только аккуратно вырезать все детали, но и отразить в них «душу» маски, что требует большого опыта и знания древних традиций. Все маски, которые туристы видят на Шри-Ланке, делятся на три вида: Санни, Колам и Ракша.
МАСКИ САННИ
У ланкийцев существует множество различных ритуалов, направленных на восстановление здоровья и избавление от какого-либо недуга. Ритуал с использованием масок Санни является самым распространенным и связан с приведением тела человека в психическую и физиологическую гармонию, которая была нарушена в результате каких-то неправильных действий или неправильных мыслей. Древние люди считали, что все болезни нам приносят демоны и поэтому все недуги изображались в форме демонов, а изгнание происходило в процессе танцевального ритуала с маской демона этого недуга. Существует 18 недугов или болезней, вызываемых 18-ю демонами:
Дева Санни – причина кори, свинки, ветрянки и кожной сыпи, тифа, лихорадки и холеры;
Вата Санни – причина болезней из-за избытка воздуха в организме и паралича;
Пит Санни – причина избытка желчи;
Амукку Санни – причина желудочных расстройств, рвоты, отравлений;
Нага Санни – причина появления яда в организме и образования нарывов и опухолей;
Гиниджала Санни – причина жара, температуры и жжения;
Селесма Санни – причина головной боли, переутомления;
Капала Санни – причина появления слизи, насморка, кашля, чихания;
Мару Санни – причина страха смерти и самой смерти;
Кадавата Санни – причина нехватки терпения и нервозности;
Кора Санни – причина паралича конечностей, хромоты, опухолей суставов;
Бухуту Санни – причина временного сумасшествия;
Кана Санни – причина временной слепоты;
Джала Санни – причина дрожи, чувства нестерпимого холода;
Бихири Санни – причина временной глухоты;
Голу Санни – причина временной немоты;
Вевулум Санни – причина судорог и конвульсий, лихорадки;
Геди Санни – причина чирей и фурункулов;
Ритуал изгнания недуга происходит в три следующих этапа:
1. Больной и человек изгоняющий демона (шаман) совершают подношения и вызывают явиться демона недуга. Шаман интересуется, почему демон пришел к больному и что он хочет получить взамен на обещаение оставить страждущего.
2. Шаман дает требуемое демону и берет с демона обещание оставить тело больного, прося оставить знак, который бы возвестил всем об его уходе.
3. Демона вежливо отправляют восвояси после того, как он представит присутствующим свой танец.
Во время ритуала обязательно играют барабаны, причем определенный барабан играет пока демона вызывают, другой пока он танцует и третий когда он уходит.
Так же сущесвует еще и маска главного демона Санни «Маха Кола» (медицинская маска).
МАСКИ КОЛАМ
Колам буквально переводится как маска. История масок Колам пришла из западных и южных деревень Шри-Ланки. Использовались они в танцевальных шоу театра масок «Колам Данс».
Согласно легенде, Колам маски появились еще при первом короле людей Маха Саммата. Жена короля была беременна и, по непонятным причинам, очень захотела увидеть представление в масках. Но никто не знал, как это делается, отчего королева сильно страдала. Наконец бог Сакра снизошел до нее и попросил бога Вишвакарама (бог ремесленников) придумать и вырезать маски, стихи и сюжет для такого представления. На следующий день после представления королева пришла в нормальное состояние и успокоилась. Эта легенда отражается в каждом театрализованном шоу театра масок в момент прибытия двух персонажей: короля и королевы. Однако, театральное представление Колам рассказывает не только древние мифы, но и старинные обычаи сингальского общества путем представления многочисленных историй из жизни королевской прислуги.
МАСКИ РАКША
Такие маски используются в основном во время религиозных праздников и фестивалей, а также для театрализованных танцевальных шоу Колам данс. Легенда гласит, что когда-то очень давно Шри-Ланкой правило племя Ракшасов, чьим королем был демон Равана, герой известной индийской поэмы «Рамаяна». Ракшасы могли принимать любые образы. Существует около 24 видов Ракша масок, но лишь несколько из них используются в традиционном театре Колам данс. Объединяет все Ракша-маски лицо демона, дополненное выпирающими глазами в виде огромных шаров, высунутым языком и остроконечными зубами, а голова всегда венчается особой прической Нага Ракша (Маска Кобры).
Обычно вместо волос у демона из головы торчат 7-10 кобр. Маска приносит силу и защиту от дурных воздействий врагов и недоброжелателей, если ее повесить при входе в дом, а всем обитателям дома несет добро.
Мару Ракша, маска демона смерти, имеет вместо волос изображение павлинов с раскрытыми хвостами. Ланкийцы вешают эту маску на двери дома и говорят, что она наделена сверхъестественной силой изгонять из дома внеземных существ и злых духов.
Гурулу Ракша, маска птицы гурулу, изображает мифическую птицу Гурулу, которая поедала змей и у нее всегда просили покровительства и защиты от этих рептилий. Эта птица символизирует защиту. Ланкийцы верят, что если иметь такую масу в доме, то она принесет удачу и защитит дом и ее обитателям от плохого глаза недоброжелателей.
Маска Гиниджал Ракша (когда у демона вместо волос языки пламени) способствует привлечению энергии счастья и денег, т.е. способствует удаче в бизнесе.
Если в доме есть беременная женщина, то все маски принято снимать.
МУЗЕЙ МАСОК
Традиционно центром ремесленного производства масок считается город Амбалангода на юго-западном побережье Шри-Ланки. Там имеется музей масок, экспозиция которого посвящена истории их появления, а так же использования в различных ритуалах и церемониях. В музее можно посетить библиотеку, содержащую большое количесство старинных книг и ценных исследований по традиции ремесла изготовления масок. Жители этого региона в основном рыбаки и известные всей стране своими красочными шоу: театром Колам и ритуалом по изгнанию болезней. Из множества масок, некоторые из них пользуются особенным уважением частных лиц, коллекционеров и экспертов. Однако искусство изготовления масок в данное время превратилось в частное домашнее ремесло. Маски сейчас продаются во многочисленных сувенирных лавках и магазинчиках по всей стране.
Туристический Департамент Посольства ДСР Шри-Ланки в РФ / ноябрь 2009