Город Анурадхапура расположен в 208 км. к северу от Коломбо. Точная дата основания города неизвестна. Археологические раскопки на Шри-Ланке потверждают,
что первые поселения человека в районе Анурадхапуры относятся к v веку до нашей эры. Согласно индоарийской астрологической традиции, город был назван в
честь звезды в созвездии скорпиона - Анурадха. Двое других, кто приняли участие в строительстве и развитии города: генерал принца Виджая (основоположника
сингальской расы) и племянник Виджая. В 380 г. до нашей эры король Пандукабьхая утвердил
Анурадхапуру, столицей первого сингальского государства. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения
города. В период своего рассвета, город занимал площадь 52 кв. км., а население составляло несколько десятков тысяч человек. В хорошо спланированном
городе 2-х этажные дома были обычным явлением. Были построены водопровод (1 в. н.э.), дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, больници и кладбище.
Анурадхапура, город монастырей и ступ, оставалась столицей в течении 1400 лет. История Анурадхапуры это история правления 113 королей, многие из которых
внесли огромный вклад в развитие города и государства. Но постоянные интервенции государств южной Индии привели к тому, что город был разрушен и сожжен в
993 г, а столица перенесена в Полоннаруву. И хотя последующие правители восстановили многие великие монументы Анурадхапуры, город не смог вернуть свое
былое величие и, прийдя в упадок, зарос джунглями. Английский охотник обнаружил руины города в 1820 году, но только в 1912 году начались первые серьезные
археологические раскопки.
Анурадхапура это не только древняя столица Шри-Ланки, но и святой город. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам, которых на
территории города восемь: дерево-Бо и семь дагоб (см. Святые места). Руины нескольких монастырских комплексов обнаружены в древнем городе. Два из них
Джетавана и Абхаягирия - были включены в план реставрации фонда Культурного Треугольника. Монастырь Абхаягирия расположен в северной части древнего города
и занимает площадь около 235 гектаров. Их хроник Махавамса, известно, что монастырь был построен в I веке до нашей эры королем Валагамбаху (Vattagamini
Abhaya) в период его второго правления (89 - 77 гг.). Валагамба I стал королем в 103 году до нашей эры, но был низложен через 5 месяцев интервентами из
Индии. Вторично он взашел на престол в 89 году и правил в течение 12 лет. Монастырь был построен для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря
Махавихара (Анурадхапура), создавших новое течение буддизма Махаяна (более либеральное напрвление буддизма, не отрицающее богов). Вскоре известность
учения и монастыря распространилсь далеко за пределы Ланки, включаю Индию, Китай и Индонезию, привлекая ученых со всего всего мира. К сожалению,
монастырские записи не сохранились, а хроники Махавамса, писавшиеся в монастыре Махавхара, не уделили большего внимания конкурирующей секте, поэтому
история северного монастыря большей частью неизвестна. Одной из целей пректа фонда Культурного Треугольника и является заполнением пробелов в истории
Шри-Ланки.
Фа-Хсиен, китайский странствующий буддийский монах, живший в монастыре в V веке нашей эры, утверждал, что население монастыря в то время составляло 5000
человек. Главная достопримечательность комплекса Абхаягири - дагоба, была построена королем Гаджабаху (114 - 136 гг.) и считалась второй повеличине
ступой (115 м) в мире, лишь немногим уступала ступе Джетаванарама (120 м). Ступа построена над отпечатком ступни Будды и является одним из 8 святых мест
Анурадхапуры. Сейчас размеры ступы не превышают 79 метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но
не менее важные ступы. Ланкарама одна из них, была построена королем Валагамбуху и какое-то время служило ему убежищем во время аккупации Анурадхапуры
тамильскими завоевателями. Самый большой зал для ансамблей, найденный на Шри-Ланке, Саннипатасала расположен напротив южного входа главной ступы.
Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет четыре входа. Восстановленно несколько монашеских келий монастыря, сгруппированных по 5 штук
(Панкаваса). Комната в ценре и 4 комнаты по углам отгорожены стеной. Цетральная комната здания, где находилась библиотека, была предназначена для учителя
и использовалось в качестве классной комнаты. В угловых комнатах жили монахи ученики, по 3 монаха в комнате. Таким образом каждый комплекс был занят 24
учениками и одним учителем. Кирпичные стены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамической плитки, черепки которой обнаружены
при раскопках. Жилые помещения снабжались горячей и холодной водой, а так же туалетами с уникальной дренажной системой. В трапезной монастыря обнаружен
каменный котел, вмещающий, как показали измерительные испытания, 5000 плошек риса. Вероятно, в нем хранили рис. Это потверждает заявление Фа-Хсиена, что
5000 монахов проживало в монастыре.
Восстановлен большой бассейн Эт Покуна, размером равный шести современным олимпийским бассейнам и снабжавший водой большую часть комплекса. Другое
уникальное с артистической и технической точек зрения сооружение монастыря - Бассейны Близнецы, восстановленные раньше. На самом деле бассейны нельзя
считать близнецами потому, что один бассейн на 12 м больше другого. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды: вода проходит через ряд
небольших углублений, в которых грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в бассейны. Джетаванарама (Jetavanarama) монастырский комплекс был основан
королем Махасеной (276-303 гг.) и во многом схож с монастырем Абхаягири, но меньше размером. В период рассвета на территории монастыря, занимавшего
площадь 48 гектаров, проживало около 3000 монахов. Жилые помещения также построены в стиле Панкаваса (по 5 комнат на этаже). На ценральной платформе
комплекса возвышается гигантских размеров Джетавана ступа (120 м), самое высокое кирпичное сооружение когда-либо построенное человеком. В эпоху распада
Римской империи (IV веке н. э.) ступа являлась третьим по величине монументом в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе. Массивная кирпичная
кладка структуры уходит на 12 метровую глубину, так что вес монумента фактически приходится на коренные породы. Другая уникальность ступы заключена в том,
что она представляет собой идеальный круг. Все ступы, включая построенные в наше время, содержат маленькие частицы физических останков Будды,
буддийского святого или построены на месте, где произошли важные религиозные события. Место, где стоит дагоба, было известно в древности как Сады Нанданы.
Здесь в течении семи дней Арахат Махинда читал проповедь для 7000 человек. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана, место, где засияли
лучи освобождения. Хроники ничего не сообщают о реликвии, замурованной в ступе. Только из литературных работ XIII века стало известно, что фрагмет кушака,
которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Каким образом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно. Самая большая часовня находится
западнее ступы. Это было впечатляющих размеров здание с массивными стенами, судя по сохранившемуся дверному проему 8 м в высоту. Среди других значительных
сооружений зал покаяний, колодец в форме лотоса, несколько древних переходов. Южнее ступы каменная ограда - интереснейший экземпляр буддийской архитектуры.
Три перекладины ограды символизируют три драгоценности буддизма: Будду, его доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятся
к IX-X векам. Большое количество предметов, представляющих огромный исторический интерес, выставлено в музее Анурадхапуры.
Строительство третьей по величине ступы Анурадхапуры - дагобы Рувановелли (Руванвелисея) было предсказано великим буддийским миссионером Маха Терой Архатом
Махиндой, который привел буддизм в Шри-Ланку из Индии во время правления короля Деванампии Тиссы (250-210 до н.э.). Рувановелли, пожалуй самая известная
дагоба Шри-Ланки. Имея 90 метров в диаметре и высоту 60 метров, ступа является центром Маха-Вихара, первого монастыря Шри-Ланки. Считается, что
значительное количество реликвий Будды заложено в этой славной ступе, построенной в репликации формы пузырька воды. У восточного входа в ступу находится
статуя короля Дутугамуну. Со времени смерти короля Дутугамуну, "Героя нации", великая ступа реставрировалась последовательно всеми сингальскими королями,
до короля Ниссанки Малла (1187-1196 гг.). К 19-ому столетию Анурадхапура, когда-то величайший монашеский город мира, также названный Анурограмоном,
греческим картографом Клавдием Птолемеем (90-168 гг. Н.э.) был пуст, Руванвелисейя была в руинах. В 1893 году патриотический и благочестивый буддийский
монах по имени Наранвита Суманасара Тера, поддержанный сообществом скромных сельских жителей в этом регионе, взял на себя Геркулесовую задачу по
восстановлению великой ступы Руванвелисея. Сообщество привело к формированию общества, называемого обществом Ратнамали Чайтувардхана (Ratnamali Chaityawardhana).
До нашего времени сохранились 1600 каменных столбов, составленных в 40 рядов, Бронзового Дворца (Brazen Palace), построенного 2000 лет тому назад.
Огромная сверкающая крыша, сделанная из бронзы (точнее из меди), имеет наклон в четыре стороны от центральной точки, и ранее укрывала 1000 оконных проемов в 9-ти этажах грандиозного здания, поднимающегося на высоту 50 метров. Согласно Махавамсе, великой исторической хроники Шри-Ланки, в здании дворца находилось тысяча благоустроенных комнат, покрытых различными драгоценными камнями и серебром. У царя был большой зал посередине. Он был украшен колоннами, сверкающими драгоценными камнями, на которых были изображены фигуры львов и тигров. Кромка из жемчугов и кораллов змейкой бежала по краю зала... Трон из эбенового дерева с сиденьем из хрусталя, был украшен золотым изображением солнца, серебрянным - луны и жемчужным - звезд.
Это было во времена правления короля Дутугамуну, - "Героя нации". Таково было великолепие монументального Бронзового Дворца, построенного на месте дома
главы Махамукала Малала, освященного Маха Тхера Махинды, апостола Будды Гаутхамы, посвятившего свою жизнь пропаганде буддизма на древней Ланке. Однако
дворец, построенный из дерева, через 15 лет после постройки, потерпел сильный пожар и многие детали интерьера были уничтожены. В дальнейшем, в процессе
ремонта, были утеряны два этажа из девяти, а после последней реконструкции в ХХII веке во дворце осталось только два этажа.
Храм Исурумуния, построенный королем Деванампиатисса, расположен рядом с Королевскими увеселительными садами (водохранилище Тисса). Храм,
построенный частично в пещере, с прекрасным бассейном и с большими валунами у входа, является сокровищницей изящно вырезанных каменных скульптур.
Каменистая грань, граничащая с задней частью пруда, украшена несколькими изысканными наскальными рисунками: - один из слонов стада выражает общее игривое
настроение в пруду. Скульптура также воплотила величие лидирующего слона. Другой рисунок - дворянский всадник и его лошадь. Правая рука всадника опирается
на его поднятое правое колено. Также в храме находилась знаменитая скульптура на плите из гранита под названием "Любовники Исурумунии". Теперь она
перенесена в Археологический музей Исурумунии. Любовники идентифицированы как сын короля Дутугамуну - Салия и его не королевская подруга - Ашокамала,
женщина неповторимой красоты. В итоге Салия потерял свои королевские титулы ради любви к Ашокамале. Ступенчатый камень у входа, под названием Санда Када
Пахана (Moon stone), а также сторожевые камни у входа в храм и балюстрады - это изысканные резьбы, выполненные на камне.
См. 1-ю часть: Анурадхапура
Руины Анурадхапуры (Anuradhapura) в конце 19-го века
Дагоба Рувановелли (Ruwanweli), называемая также Руванвелисея (Ruwanweliseya)
Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реставрации, начатой в 2008 году
Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) после окончания реставрации в 2015 году
Дагоба Джетавана (Jethavana) до реставрации в 1994 году и после окончания реставрации в 2015 году
Дагоба Тхупарама (Thuparama Dagoba)
Дагоба Мирисавати (Mirisawati Dagoba)
Куттам Покуна (Kuttam Pokuna)
Бронзовый Дворец (Brazen Palace)
Дерево Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi Tree)
Археологический музей
Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple)
Дагоба Даккина (Dakkhina)