Селение Анурадхапура было основано одним из сподвижников принца Виджая, который слыл мудрым уравновешенным человеком по имени Анурадха. Однако прошло немало времени, прежде чем маленький посёлок на берегу реки Аруви превратился в большой цветущий город. А после того, как этой частью острова с 437 года до нашей эры стал править король Пандукабхай, Анурадхапура стала блистательной столицей королевства сингалов, которые гордились своей родословной, берущей начало в эпических легендах о брачном союзе индийской принцессы и грозного льва.
Столь высокий статус этому замечательному городу обеспечило, прежде всего, удачное географическое положение. По реке Аруви можно было достаточно быстро добраться до Манарского залива, который являлся в то время своеобразными морскими воротами Шри-Ланки. От города вглубь островных территорий разбегалась густая сеть дорог, ведущих через самое сердце джунглей. Так что, как говорят сегодня, экономика в этом регионе в то время развивалась достаточно динамично.
Правитель Пандукабхай был славный и талантливый монарх. Во времена его царствования в Анурадхапуре появляется система канализации и водоснабжения, долины и холмы украшают живописные цветущие парки, а сам город – каменные бассейны, вызывающие восхищение туристов и в наше время. Но что самое главное – именно в этот период на Шри-Ланке активно распространяется буддизм, привезённый из Индии. И главной реликвией становится ветка священного дерева Бодхи, под которым Будда впервые осознал покрывало иллюзорного мира. Выросшее из этой ветви могучее ветвистое дерево – знаменитый фикус религиозный, и сегодня можно увидеть в одном из главных храмов Анурадхапуры.
Несмотря на дружелюбие жителей и короля, город постоянно подвергался набегам индийских захватчиков. Самым агрессивным стал тамильский раджа Элара из южноиндийских провинций. Именно в это время закладывается платформа будущей непримиримой вражды тамилов и сингалов, которая, пережив века, вылилась в кровопролитную гражданскую войну в конце 20 века. Этот индийский принц, незаконно узурпировав власть, правил севером Цейлона целых 44 года. Однако сыну сингальского правителя южных областей Дутугамуну после долгого военного противостояния удалось в 161 году до н.э. изгнать чужеземного владыку.
Справедливый и мудрый король Дутугамуна правил Шри-Ланкой до 137 года до н.э., всемерно поощряя буддизм и прививая позитивное мышление местным жителям. На его счету 99 возведённых буддистских храмов, многие из которых и в наши дни считаются знаковыми культовыми объектами этого религиозного учения. Этот великолепный правитель отличался тягой к благотворительности и состраданию, постоянно жертвуя деньги больным и бедным. Венцом своей деятельности Дутугамуна считал построение на Шри-Ланке судебных институтов и создание нескольких крупных водохранилищ, ставших основой быстрого развития аграрного сектора.
Наследником короля стал принц Валагамба, который в 103 году до н.э. был изгнан индийскими захватчиками с законного трона. Однако этот бесстрашный правитель не смирился со своим положением, и, скрываясь в пещерах Дамбуллы, за 14 лет собрал могущественное войско. Дерзкий военный поход против индийских агрессоров в 89 году до н.э. закончился полным разгромом непрошенных пришельцев. Будучи бесконечно благодарным буддистским монахам за прибежище, возвращённый на трон король подарил им пещеры Дамбуллы, соорудив в них знаменитый храмовый комплекс. Сегодня эти пещеры, расписанные причудливыми фресками – обязательная часть туристических маршрутов. После правления Валагамбы королевство сингалов было раздроблено и наступили смутные времена новых жертв и противостояний.
Голиков Олег / Май 2014